Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Детская агрессия – причины и следствия

Еще совсем недавно ваш малыш был мил и покладист, а теперь норовит  кого-нибудь стукнуть или укусить? Дерется с братом или сестрой, обижает детей в детском саду, пинает кошку  и жестоко наказывает любимую куклу? А может быть, любимое чадо с раннего возраста склонно выражать недовольство, стуча кулачками по подвернувшимся близким людям? С детской агрессией родители сталкиваются довольно часто. Единого ответа на вопрос «что делать?» не существует, так как агрессия агрессии рознь. Сегодня наш консультантом, помогающий искать ответ на этот вопрос, - детский невролог Николай Юнчис.

 

В первую очередь нужно понять истоки агрессивного поведения. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи.

 Возрастной кризис.

Специалисты выделяют несколько возрастных кризисов, когда ребенку особенно сложно справляться с эмоциями. В первую очередь, это кризис 2-3-х лет, затем кризис дошкольного - раннего школьного возраста (6-8 лет) и, наконец, пубертатный период. Последний мы в этой статье затрагивать не будем, а вот о ранних кризисах немного скажем.

В 2,5-3,5 года малыш начинает осознавать свое «Я» отдельно от мамы и от всего остального мира, начинает требовать самостоятельности, не будучи пока самостоятельным по факту. Такой диссонанс  вполне может проявляться в виде агрессивного поведения. Особенно часто это встречается у мальчиков, так как по своей биохимической структуре мальчики устроены более импульсивно, девочки же по природе более пластичны и мягкие, поэтому и агрессия в их поведении встречается реже, и выражена она, как правило, меньше. 

Определяя степень выраженности агрессии, обязательно нужно иметь в виду не только среду, в которой растет малыш, но и общий семейный, генетический контекст. Если родители – люди от природы импульсивные (даже если с возрастом они научились держать себя в руках), темперамент часто наследуется ребенком. Причем обычно наследование происходит по гендерной линии – мальчики берут основные его черты от папы, девочки – от мамы. Хотя бывает и по-другому, особенно если ребенок внешне очень похож на родителя противоположного пола. Поэтому если с наступлением кризисного возраста дитя стало вести себя агрессивно, поинтересуйтесь у старшего поколения, какими в этом возрасте были папа и мама, или даже бабушки с дедушками. Возможно, в семье хранится предание о том, как бабушка в свои три года перекусала всех братьев и сестер. С большей долей вероятности малыш воспроизводит модель семейного темперамента. Это, конечно, не означает, что все нужно пустить на самотек, но имея подобное объяснения, вы будете чувствовать себя увереннее, корректируя поведение ребенка. С другой стороны, если во время расспросов обнаружится, что кто-то из родственников (пусть не прямых)  с детства имел серьезные проблемы с психикой, это повод обратиться к врачам как можно раньше.

Во время кризиса дошкольного и раннего школьного возраста ребенок снова сталкивается с противоречием «уже большой» (появляется ответственность) – «еще маленький» (по-прежнему многого нельзя. К тому же в этот период на него обрушивается множество новых впечатлений, контактов, увеличивается интеллектуальная и эмоциональная нагрузка. Агрессия для некоторых детей может стать способом защищаться от этого пугающе большого и все время чего-то требующего мира. 

Недостаток физической активности

Ребенок представляет собой сгусток энергии такой концентрации, какую сложно представить даже самому активному взрослому человеку. Однако возможностей выплеска этой энергии у современных детей все меньше. Дома его то и дело просят не шуметь, в садике – не бегать, на улице опасаются, чтобы он не упал и не испачкался… Вспомните, как, забрав малыша из детского сада и посадив его в машину, вы привозите домой маленький неуправляемый тайфун, буйствующий порой до самого сна. Это ваше чадо пытается сжечь излишки энергии, которой некуда было выплеснуться.  Агрессия может стать таким каналом.  Если вы хотите, чтобы ребенок был спокоен и удовлетворен жизнью, ему необходимо устать физически, набегавшись, напрыгавшись, выкричавшись. Такая нагрузка считается одним из самых эффективных немедикаментозных способов борьбы с детской агрессией. При этом важно помнить, что физическая активность в помещении имеет возбуждающий эффект, а вот если она происходит на свежем воздухе – напротив, успокаивающий.

 Нередко родители, желая обеспечить ребенку полноценную физическую нагрузку, «отдают» его в спортивные и секции, благо, сегодня почти везде есть группы для малышей. Однако выбирая спорт, нужно иметь в виду, что агрессивные единоборства (такие как карате, тай-бо, дзюдо и др.) могут и сами провоцировать в маленьком ребенке всплески агрессии. Дело не только в том, что эти виды спорта подразумевают возможность жесткого взаимодействия со сверстниками, но и в том, что зачастую такие занятия не дают серьезной физической нагрузки. Большая часть времени на занятиях посвящена отработке ударов. Если вы все же решили, что вашему ребенку необходимы боевые единоборства, обеспечьте ему, помимо этого, занятия плаванием или легкой атлетикой, чтобы дать возможность выплескивать агрессивный заряд.

Ограничения, запреты  и другое

Сама по себе агрессия не является для человека чем-то неестественным. Мы с детства испытываем негативные эмоции и, в зависимости от темперамента, реагируем на их причины.  Для некоторых, особенно, как уже было замечено выше, для мальчиков, агрессивный ответ вполне нормален. Об этом особенно важно помнить мамам, которые, следуя своей женской созидательной природе, иногда склонны любое проявление агрессии воспринимать как патологическое и деструктивное.  Если добавить к этому некие требования благопристойности, желание, чтобы ребенок не доставлял неприятностей окружающим, мы нередко накладываем на малыша множество ограничений. Между тем,  агрессия по факту наличия раздражения, обиды, совершенно нормальна. Вопрос лишь в том, чтобы ввести ее в социально приемлемые рамки.

Отсутствие возможности проявлять свои чувства – нередкая причина проявления вторичной агрессии, вызванной непосредственно запретами. В этом случае ребенок может начать вести себя агрессивно, когда родители его не видят – драться в детском саду, исподтишка  пинать домашних животных. В некоторых случаях это может перейти в аутоагрессию, когда деструктивные действия направляются на себя самого – малыш может выдергивать себе волосы или ресницы, наносить травмы.

Причиной агрессивного поведения ребенка иногда становится гиперопека со стороны взрослых, излишняя заорганизованность, когда череда непрерывных развивающих и прочих безусловно полезных занятий не позволяет маленькому человечку передохнуть и побыть с самим собой.

Иногда  мы можем говорить об агрессии, как о способе привлечения внимания. Но чаще дети с такими проблемами идут по пути истерики. Если же агрессия имеет явно демонстративный характер, стоит задуматься: возможно, малыш привык, что родители реагируют на него только для того, чтобы «принять меры», и просто не знает, что добиться внимания можно другими способами? Тогда это явно ваши проблемы, а не ребенка…

Делай как я

Очень часто, изучая среду, в которой растут агрессивные дети, специалисты обнаруживают, что ребенок просто копирует то, что он видит в повседневной жизни. И это совсем не обязательно будут избиения мамы пьяным папой (или наоборот). Это могут быть выяснения отношений на повышенных тонах, привычно-грубое обращение друг с другом. Ребенок не видит нюансов, он – зеркало, но зеркало искривленное и увеличивающее.

Точно также подражание – осознанное или бессознательное – может появиться в результате регулярного просмотра телепередач, будь то сериалы про ментов и бандитов, выпуски новостей из дежурной части или просто современные мультики. Отдельного разговора стоит влияние компьютерных игрушках, в которые может с увлечением «рубиться» продвинутый трехлетка. Стереотип агрессивного поведения в этом случае закладывается столь эффективно и незаметно, что родители могут и не подозревать, насколько мир их ребенка отличается от того, что они про него знают.

Неврологическое заболевание

Очень важно своевременно понять, является  агрессивное поведение ребенка следствием врожденного темперамента, помноженного на сложности возрастного периода и издержки воспитания, или  же это один из признаков  неврологического заболевания.  Не  стоит тащить чадо к врачу при первой попытке стукнуть вас лопаткой. Просто присмотритесь к нему внимательно. Очень важный признак – закрепленность или незакрепленность агрессии.

Незакрепленная агрессия (как и истерика, и любое другое патологическое поведение) существует только там, где это ребенку выгодно. Если малыш агрессивен с мамой, но не позволяет себе такого поведения с папой или дедушкой, если дерется и кусается в детском саду, но дома смотрит паинькой, вы имеете дело с манипуляцией, и работать с такими проявлениями нужно педагогическими методами. А вот в случае, когда агрессия присутствует в самых разных ситуациях, и при этом к ней нет поводов, отсутствуют раздражители и рассмотренные выше причины, имеет смысл задуматься.

Второй важный момент – «норма успокоения». Для каждого ребенка такая норма индивидуальна – кто-то приходит в себя за 5 минут, а кому-то потребуются все 15. Но если возбужденное состояние, сопровождающееся агрессивными проявлениями, продолжается более 20 минут, этот малыш требует особого внимания. Естественно, сначала нужно убрать скрытые потенциальные причины – обеспечить ребенку физическую нагрузку на воздухе, исключить провоцирующие компьютерные игрушки и мультики, прекратить выяснять при нем отношения на повышенных тонах и т.д. Если все условия выполнены, а вспышки агрессии продолжаются, стоит обратиться к врачу.

В первую очередь отправляйтесь к психологу. Если мы все-таки имеем дело с психологическими проблемами, специалист справится с большинством даже запущенных педагогических случаев в довольно короткий срок – за 2-3 месяца. Но самое главное: психолог без особого труда определит, если ваш случай выходит за рамки его компетенции, и порекомендует обратиться к невропатологу. Специалист этого профиля имеет дело с органическими патологиями нервной системы и головного мозга. Возможно, проблемы ребенка с усвоением социальных норм, в том числе агрессивное поведение, связано с тем, что определенные участки нервной системы, головного мозга не успевают развиваться. Современная медицина обладает неплохим арсеналом, помогающим ускорить этот процесс. И, наконец, психиатр может потребоваться, если агрессивное поведение ребенка представляет опасность для окружающих или для него самого. Своевременное обращение  способно помочь в решении многих проблем на самой ранней стадии.

Как работать с детской агрессией?

Имея дело с детской агрессией, необходимо твердо помнить несколько правил.

Ребенок имеет право на отрицательные эмоции и на их выражение. Более того, если чувство возникло, спровоцированное неприятной для ребенка ситуацией, оно должно быть выражено. Запрет на проявление эмоций может иметь тяжелые последствия – от комплексов, которые неоднократно заявят о себе во взрослом возрасте, до психосоматических заболеваний.

Выражение негативных эмоций должно быть направлено в приемлемое русло. Для маленьких детей нормальные способы выхода агрессии – в звуковой и двигательной активности. Задача родителей – показать ребенку, как проявлять свое отрицательное отношение к ситуации можно, а как – нельзя. Водораздел проходит по линии «живое-неживое». В раннем возрасте запрет ставится на близких людей: ты имеешь право чувствовать гнев и проявлять его, но при этом категорически нельзя ударить маму, папу или бабушку. Вместо этого можно постучать ногами, побить подушку или стенку, или табуретку, так невовремя  закачавшуюся, когда ты на нее облокотился. По мере взросления и расширения круга общения, этот запрет распространяется на всех людей. Следующими этапами станет объяснение, что точно также нельзя обижать животных, а еще позже в этот круг включается и мир растений.  При этом обязательно доносить до малыша, что бить маму нельзя не потому, что просто «нельзя», а потому что ей больно, потому что маму (а затем и кошку, и дерево) жалко. Именно на этом этапе закладывается способность  к сопереживанию другому живому существу. Научите ребенка приемлемым способам выражения гнева. Можно даже завести для этого специальный объект, будь то резиновая «груша», которую нужно поколотить, или коробочка, в которую можно выкричать свою обиду.  Когда ребенок подрастет, можно предлагать ему нарисовать свою обиду или даже обидчика.

Чувство должно быть названо. Около трех лет от роду человек начинает постигать азы обобщения. Однако в этом возрасте ребенок еще не способен самостоятельно отделить свои чувства от сознания. И в этом ему должны помочь родители. После того, как агрессивно-эмоциональная эмоция родилась и нашла с вашей помощью приемлемый выход, поговорите с малышом, назовите то, что он испытывает. «Ты злишься. Ты обиделся». Это могут быть и индивидуальные семейные названия – «кусючки напали, злючки пришли…» Обсудите с ним, откуда эти «злючки» пришли и что они делают. Таким образом вы помогаете ребенку сделать первые шаги самоанализа, понять, что именно с ним происходит и, соответственно, выйти на идею самоконтроля. Очень важно не давать сразу оценку агрессивным действиям – ваше чадо еще не в состоянии отфильтровать, к чему именно она относится – к действиям, к чувствам или вовсе к нему самому. Оценка может быть дана только после того, как вы проговорили и провели четкое разделение.

Главная ошибка родителей в данном случае в том, что они думают, что подача информации должна осуществляться красиво, ёмко и… однократно. А дети обладают совсем небольшой «оперативной памятью» и усвоение любых понятий требует многократного повторения  с последующим закреплением, с учетом особенностей личности. Вспомните, как ребенок до бесконечности требует читать ему одну и ту же сказку или играть с ним в одну и ту же игру. Любая информация в детском возрасте проходит множество кругов осознания, и на каждом маленький человек должен убедиться, что дело обстоит именно так, а не иначе.

Словесное обозначение эмоций имеет и еще одно важное значение. Иногда мы можем принять за агрессию неумение ребенка иначе выразить свои чувства. Так, ребенок, не понимающий, что именно он испытывает, особенно сталкиваясь с новыми людьми, животными, явлениями, иногда может толкнуть другого ребенка, вместо того, чтобы погладить или обнять. В процессе называния и обсуждения, мы помогаем ребенку осознавать самого себя.

Нередко, особенно когда ссорятся братья и сестры примерно одного возраста, родители практикуют метод  «оба виноваты – оба наказаны». В этом случае есть вероятность, что дети, не добившиеся в их понимании справедливости, будут либо устраивать «разборки» так, чтобы взрослые о них не узнали, либо, опять же, получат опыт запрета на чувства как таковые. Возможно, это прозвучит не слишком педагогично, но если в конфликт вступают сверстники одной весовой категории, в руках у них нет острых и тяжёлых предметов, и ни один из них не впал в состоянии аффекта, имеет смысл позволить  участникам коммуникации даже вступить в потасовку. Социальная адаптация (для которой в первую очередь нужны дошкольные детские коллективы) подразумевает умение устанавливать связи и границы, умение построить сложные отношения с самыми разными людьми и разными типами личности – с жадиной, с агрессором, с аутистом, с теневым лидером…  Важно, чтобы мудрый взрослый был рядом и смог объяснить, что слабого нужно защищать, а не обижать, что конфликт можно разрешить иным путем и другие общечеловеческие понятия.  И самое главное – помог разделить на составляющие чувство (которое имеет право быть) и способ его проявления, вновь и вновь показывая, как важно уметь контролировать себя и как именно это можно делать.

Иногда встречаются рекомендации «метода тайм-аута», когда ребенка отводят в тихое место и предлагают успокоиться и дать подумать. Однако этот метод, отлично работающий с детскими истериками, не слишком удачен, когда мы имеем дело с агрессией. Но у этих явлений разный механизм возникновения. Так, если агрессивное поведение ребенка объясняется тем, что он не имеет достаточной физической нагрузки, дополнительное «обездвиживание» способно только ухудшить ситуацию. Если малышу кажется, что его несправедливо обидели, и он жаждет «возмездия», чувство несправедливости от такого «тайм-аута» усилится. Поэтому по мере взросления, освоения связной речи и причинно-следственных связей, в каждом случае агрессии нужно разбираться вместе с самим ребенком в спокойной обстановке, дав перед этим возможность выплеснуть негатив приемлемым способом.

 

Самое важное в решении любых поведенческих проблем – понять ребенка, чтобы найти понимание у него. Легче всего этого достигают родители, не боящиеся «потерять авторитет», готовые не просто воспитывать чадо с высоты своего опыта, но и непосредственно вникать в его заботы, участвовать в его забавах, делить его огорчения.

 

 Нужно ли давать агрессивному ребенку (речь в данном случае не идет о неврологических и психических заболеваниях, когда назначения может делать только и исключительно врач) детские успокоительные средства? Если речь идёт о кризисном возрастном периоде,  это вполне допустимо. Такие средства помогают установить дополнительный внешний щит, когда психика малыша подвергается эмоциональным перегрузкам. Однако в первую очередь важно понять причину агрессивного поведения, так как глубинную проблему такие средства решить не способны. В качестве дополнительных расслабляющих средств хорошо действует теплая ванна с пеной  – вода идеально снимает напряжение. Можно добавить в ванну морскую соль, травяными отвары (обязательно убедитесь, что у ребенка нет на них аллергии!)

 

ОБ ЭКСПЕРТЕ

Николай Юнчис,

Зав. отделением детской неврологии  медицинского центра «XXI век», детский невролог семейного центра «Адаин-Ло».

Окончил Санкт-петербургскую Педиатрическую медицинскую академию. Интернатура по специальности «Детская неврология».

Общий стаж работы – 13 лет.

Занимает место в первой десятке в городском конкурсе «Мой любимый детский врач»