Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Не бойся – я с тобой! Детские страхи и что с ними делать

Текст: Мария Говорова

Консультант: Елена Томша,  психолог первого фитнес-клуба для детей KidnessСlub

Баба-яга и Бука, Дядька с мешком и Серый Волк… А еще кто-то, кто шуршит в дальнем углу темной комнаты, шипастые монстры из мультика, заразные микробы, воры, лезущие в окно, кусачие собаки, извергающиеся вулканы и… Если взрослый забыл свое детство, ему очень сложно понять, как много разнообразных и порой неожиданных страхов преследуют маленького человечка и как трудно с ними бороться. Но мы попробуем.

 Истоки страха лежат в инстинкте самосохранения. Развиваясь, ребенок обязательно проходит через так называемые возрастные страхи, в результате чего его нервная система тренируется, психика учится адекватно реагировать на раздражители. Но если страх мешает ребенку жить, снижает его жизненную активность, гасит жизнерадостность и природное любопытство, значит, настало время помочь малышу.

 

Не оставляй меня!

Один из самых первых осознанных страхов – страх разлучения с матерью. Малыш еще не научился формулировать мысли, но уже знает, что мама – главный источник тепла и любви, главная защита. При этом мама уже не находится в полном доступе абсолютно в любое время. И ребенку становится страшно: вдруг она исчезнет совсем?

В этот период (он продолжается примерно до трех лет, хотя у кого-то заканчивается раньше) самое главное – донести до малыша осознание того, что он под защитой, что мама рядом, а если и отходит, то всегда возвращается.

При этом мало существует более верных способов сделать ребенка нервным и пугливым, чем гиперопека. Материнская тревожность заразнее гриппа. И если каждое падение, каждая, даже минимальная опасность сопровождаются нервной реакцией со стороны родных, ребенок будет ощущать мир полным угроз. А это прямой путь к навязчивым страхам, самый первый из которых – страх разлучиться с мамой.

Если расставание произошло слишком рано и болезненно (например, маме пришлось рано выйти на работу и надолго оставлять малыша с другими людьми), в дальнейшем на этой почве может вырасти страх одиночества. Уже подросший и много понимающий ребенок лет трех-четырех будет отказываться оставаться один в комнате. Не пытайтесь воздействовать на него логическими аргументами или, тем более, требовать от него волевых усилий. Просто не оставляйте его одного, пусть он играет там, где вы или другой член семьи готовит обед или занимается своими делами. Как правило, дети перерастают этот страх. Можно попробовать устраивать мини-тренинги, выходя из комнаты на минутку – за очками, за телефоном, за книжкой. Однако важно быть с ребенком рядом при малейшем проявлении тревоги.

 

Самый страшный страх

К трем-четырем годам человек так или иначе сталкивается со смертью. Он видит голубя, задранного кошкой, слышит сказку про сиротку, у которой умерли родители, улавливает какие-то разговоры или обрывки телепередач. И однажды до малыша неизбежно доходит: жизнь не вечна. «Мама, я умру?» – спрашивает ребенок. Страх смерти, страх небытия – базовый страх, лежащий в основе подавляющего большинства других страхов.

Солгать нельзя – окружающий мир быстро развеет созданную вами иллюзию личного бессмертия, а доверие к вам будет подорвано. Поэтому задача родителей – максимально мягко, спокойно рассказать о том, что жизнь будет длинной и хотя все когда-нибудь кончается, это «когда-нибудь» ему не грозит еще долго-долго. Возможно, вам придется проговаривать это в разных формах не раз, и не два. Ребенок будет искать не только очередного подтверждения того, что вы уже сказали, но и вашего спокойствия, вашей уверенности в том, что бояться нечего. Страх смерти может в разном возрасте трансформироваться и представать в довольно причудливых образах. Например, в виде страха микробовстраха заболеть. Возможно, кто-то из взрослых неудачно рассказал ребенку о микроорганизмах, желая научить его мыть руки перед едой. Если мытье рук и другие гигиенические процедуры становятся навязчивыми, если ребенок нервничает и плачет при мысли о возможных болезнях, не стоит затягивать с походом к психологу.

Позднее, в возрасте шести-восьми лет, место страха за себя часто занимает страх за родителей, особенно за маму. Мы, взрослые, можем даже не заметить, как в пылу разговора выдадим что-нибудь вроде «да лучше мне было тогда умереть». А «заботливая» бабушка, желая разжалобить внучонка, и вовсе может прямым текстом сказать, что уже старенькая, скоро помрет, и поэтому нужно ее слушаться. И вот малыш начинает с болезненным вниманием прислушиваться к разговорам о недомоганиях, думает об опасностях, грозящих его родным. Особенно тяжело, если в семье уже случилась смерть близкого человека. В этой ситуации страх за родителей может стать навязчивым состоянием. Постарайтесь как можно больше времени проводить с ребенком, общаться с ним. Время обычно лечит такие страхи. Но внимательно наблюдайте за малышом: это один из тех страхов, которые легко перерастают в неврозы. Если вы понимаете, что поведение ребенка изменилось, он утратил живость или, напротив, стал излишне импульсивен – посоветуйтесь с психологом.

Включите свет!

Один из самых острых страхов, возникающих обычно года в три, – страх темноты. Он напрямую связан с уже рассмотренным страхом небытия: темнота воспринимается как Ничто, в котором исчезает обычная дневная жизнь. Когда ребенок не хочет укладываться спать, не списывайте все на капризы: ему есть чего бояться. Ведь мало того, что спят обычно в темноте, сам сон – сродни смерти, когда ты пускаешь темноту внутрь себя, перестаешь видеть, слышать, контролировать ситуацию…

Поэтому отход ко сну должен стать очень приятным ритуалом, наполненным уютом и доброжелательностью. Придумайте «церемонии»: пожелать спокойной ночи игрушкам, подоткнуть одеяло, спеть песенку, рассказать сказку… Только не перестарайтесь с эмоциями: излишняя артистичность при рассказе или чтении на ночь, насыщенная событиями и образами сказка могут оказать на детскую психику возбуждающее действие.

Страх темноты имеет и еще одну составляющую – богатое воображение ребенка и его неумение отделять фантазии от реальности. Он уже успел убедиться на личном опыте, что маленький человечек в этом мире мало что может, и когда всемогущие взрослые уходят, возникает «кто-то в темноте». Если вы отмахнетесь и скажете «ерунда», малыш останется со своим страхом наедине. Помогите ему. Если ребенок просит не выключать свет – пойдите навстречу: купите ночник, оставляйте дверь в комнату приоткрытой, чтобы малыш чувствовал ваше присутствие, вашу защиту. И никогда не взывайте к его силе воли, не стыдите – добьетесь только того, что у ребенка к страху добавится чувство вины.

Днем можно попробовать поиграть в прятки, предлагая постепенно прятаться в затемненном (не абсолютно темном) помещении. Мы можем одолжить ему свою силу воли – предложить взять нас за руку и вместе прогуляться по полуосвещенной, а потом по затемненной комнате. Вместе обследовать, все ли благополучно, убедиться, что в углу сидит плюшевый мишка (а если очень пугает, то и убрать смущающую игрушку).

Страх темноты зачастую перебарывается уже в подростковом возрасте, когда появляются собственная воля и желание его побороть.

Страх стихии – наяву и во сне

В начальной школе у многих детей возникают глобальные страхи. Они довольно разнообразны: это может быть страх войны, пожара, стихийного бедствия. Такой перекос возникает в возрасте, когда у детей формируется магическое мышление. Ребенок начинает понимать, что наша жизнь подчинена каким-то силам, не зависящим от человека. Толчком может стать телепередача, книжка с картинками, выпуск новостей по радио… Невозможно оградить ребенка от всех источников подобной информации, да и не нужно. Важно, когда возникнет страх, вовремя быть рядом, чтобы ответить на вопросы, обсудить, рассказать, как устроен мир, что нужно делать, если возникнет реальная опасность, и кто может помочь.

Однако если ребенку начинают сниться захлестывающие его волны, горящие дома, катящиеся на него с горы камни, то дело, скорее всего, не в мыслях о стихийных бедствиях. Это его подсознание сигнализирует о какой-то жизненной проблеме, с которой не справляется психика ребенка. И если такие сновидения случаются регулярно, отправляйтесь к психологу. Причем лучше – всей семьей. Чаще всего дело в напряженной обстановке в семье, в конфликтах между родителями и тому подобное.

Баба-яга, Кощей и другие

Один из самых сложных детских страхов можно условно назвать страхом Бабы-яги.

В основе его лежит образ злой женщины. Образ мамы – самое дорогое, что есть у ребенка, и он отчаянно оберегает его – в том числе и от нее самой. Если мама строга и не слишком ласкова, малыш все равно не сможет сказать себе: «Моя мама злая». И тогда его подсознание создает образ злобной старухи, в который вкладывает негатив, испытанный ребенком по отношению к матери.

Это не просто злая тетка, а образ действительно страшный. Большая часть запретов и строгостей, обрушивающихся на голову ребенка, звучат как «не шуми!», «не бегай!», «перестань кричать!». По сути, это запреты на проявление ребенком себя в этом мире. Это «не будь!» Чем жестче в семье запреты на шумные и яркие проявления себя, тем четче слышит ребенок установку «не живи!». И таким образом мы снова встречаемся со страхом смерти, страхом небытия.

Когда ведущую роль в воспитании играет мужчина, вместо Бабы-яги появляется Кощей, или Скелет, или даже чудище вроде Дракона или Змея Горыныча.

Если страх Бабы-яги становится навязчивым, значит, мы перегнули палку в запретах и строгостях. В неявном виде такой страх может присутствовать лет до двенадцати.

Многие современные родители поняли, что нельзя использовать в воспитательных целях страшилки вроде бук и бабаек. Но далеко не все помнят о том, что если общий эмоциональный фон в семье спокойный и доброжелательный, если малышу позволяют побегать и похохотать, иногда даже повредничать, позволяют быть ребенком, то, скорее всего, буки не станут его навязчивым страхом. А задавленное или слишком интенсивно опекаемое дитя становится уязвимо для любой страшилки.

Сказка сказке рознь

Выбирая сказку для чтения или пересказа, хорошо подумайте, насколько готово воспринять ее ваше чадо. Ведь один ребенок просто загрустит и пожалеет героя, а для психики другого съеденная волком бабушка может стать тяжелым испытанием. Начинать стоит с прибауток, потешек, пестушек. А вот выбирая народные сказки, помните: крестьяне, сочинявшие их, готовили своих детей к очень жестким жизненным реалиям. Все ли они нужны современному ребенку? Если малыш испугался или расстроился от сказки, обсудите с ним, что он почувствовал, почему, позвольте «переписать сказку», рассказать по-своему.

Что делать со страхами?

Если мы столкнулись с проявлением страха впервые, нужно попросить ребенка подробно рассказать, чего именно он боится, на полном серьезе обсудить то, что он рассказал, ни в коем случае не смеяться и не отмахиваться. Очень важно научить малыша называть чувства. Подскажите ему: «Ты испугался? Тебе было страшно?» И первая помощь при возникновении любого страха – постараться сделать обстановку вокруг ребенка более спокойной, создать ощущение безопасности.

Если страх повторяется, попробуйте поиграть с ним. Трех-пятилетним детям уже можно предложить нарисовать свой страх. Это универсальный способ работы со страхами. «Пока страх во мне, он имеет огромную силу; когда я его рисую, я переживаю его заново» (иногда в процессе рисования наблюдаются изменения дыхания, признаки испытываемого страха). Но как только эмоция нарисована, мы можем вместе ее отодвинуть подальше от ребенка, можем попросить его стать «гидом» и провести «экскурсию» по своей картине. Отстраняясь от страха и смотря на него со стороны, малыш перестает ощущать его частью себя.

Можно попробовать сделать страх смешным. Например, рассказать, что больше всего Змей Горыныч, которого нарисовал ребенок, боится, что над ним будут смеяться. И предложить пририсовать ему на хвост бантик, а за ухо – цветочек. Иногда таких трансформаций достаточно, чтобы страх потерял силу.

Если у малыша возник страх собак (неважно, напугал его рассказ «доброжелательного» взрослого или реальное животное), рисуем меньших братьев, покупаем плюшевых милых собачек и всячески демонстрируем их безобидность.

При страхе врачей (чаще всего возникает при наличии травмирующего опыта общения с медиками) играем дома в Айболита, а при контакте с реальными врачами обеспечиваем малышу моральную поддержку, уговаривая, утешая и объясняя, что и зачем будет делать доктор.

Не только разговорами

Не экспериментируйте без рекомендации врача с «безобидными» успокаивающими средствами. Для маленького ребенка даже валерьянка или пустырник могут быть небезопасны. Зато прохладный и теплый душ попеременно окажет на психику малыша укрепляющее действие.

Спорт традиционно считается отличным средством для укрепления психики. Но будьте аккуратны, выбирая, чем именно заниматься. Если нервного пугливого ребенка отдать в спортивную секцию, где тренер будет давить, требуя результатов, а сверстники подавлять, принуждая к конкуренции, ничего хорошего из этого не получится. Тем не менее сами по себе физические упражнения, несомненно, помогают побеждать страхи. Ведь страх – это эмоция, которая проявляется физиологически – в нарушениях сердцебиения и дыхания, кровотока (отсюда холодеющие от страха руки и ноги), в изменениях состава желудочного сока (вспомним отнюдь не фигуральное выражение «тошнит от страха»). Так закрепляется телесный опыт страха. А значит, и выходить из этого состояния можно не только через сознание, но и через тело. Недаром же психологи в один голос утверждают: одно из лучших лекарств от детских страхов – телесный контакт с родителями.

Сегодня все большую популярность приобретает «Семейная мягкая школа», в основе которой лежали боевые искусства, а в итоге выросла система безопасных игровых упражнений для детей и родителей, предназначенная для подготовки тела и психики к реакциям на сложные ситуации. Главная особенность этой системы в том, что родители и дети занимаются вместе. Участники кувыркаются и толкаются, учатся залезать, падать и выползать… Во главу угла поставлен принцип ненасилия: никто не заставляет ребенка участвовать в общем занятии, однако видя, как играет мама, малыш верит, что здесь весело и безопасно, включается в игру. Так он учится не только лазать по лестницам и ползать в «туннелях», прыгать и безопасно падать, он учится доверять миру. Расслабляя тело, избавляясь от блоков, созданных страхами, упражнения «Мягкой школы» позволяют победить страх. Причем работают специалисты не только с описанными нами выше страхами, но и, например, с так называемыми родовыми стрессами.

К кому идти?

Любые страшные сны, если они снятся часто и ребенок может рассказать их содержание, требуют работы с психологом. А вот если малыш спит беспокойно, просыпается с отчаянным плачем, разговаривает во сне, может встать и начать бродить, но наутро ничего не помнит, то это уже работа для невролога.

Ни один ребенок не вырастет, не испытав страхов. Все они проявятся в определенное время как необходимые этапы психического развития. Но если родители окажутся мудрыми, поставят во главу угла любовь к ребенку и не будут стесняться демонстрировать ее малышу, страхи уйдут, ничем не закрепленные.