Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


На французский манер

Всем привет! Меня зовут Маша. Мне три с половиной года, но я уже хожу в школу! Удивились? Нет, нет, - дело вовсе не в том, что я умнее и смекалистей своих друзей, с которыми мы в прошлом году играли в детском саду. Они, как и я, тоже пошли этой осенью в «первый» класс. Дело в том, что я живу во Франции, в маленькой деревне под Лионом.

 

Дальше мы, пожалуй, перейдем к повествованию от моего лица. Я – Машина мама. Родилась Маша в обыкновенном французском роддоме, на набережной реки Роны. 

Денежный вопрос

По местным законам оплачиваемый декрет длится всего 16 недель: 6 до родов и 10 после. По так называемой social security, обязательной социальной страховке, на счет молодой мамы перечисляются выплаты, равные среднему арифметическому зарплат за три месяца, предшествовавших декретному отпуску.

Впрочем, в декрете французские мамы могут оставаться, пока малышу не исполнится трех лет. В течении этого периода они получают вознаграждение от социальной службы – Фонда Семейных Пособий (Caisse d’Allocations Familiales). Размер вознаграждения подвергается пересчету каждый год, зависит от финансового положения семьи, и в этом году равняется 560 евро. Но! Для первого ребенка срок выплат сокращен до 6 месяцев.

Пора на работу

Ритмы современной жизни, кредитные обязательства большинства французских семей (ипотека, машина, потребительский кредит), а также эмансипированный дух французских мадам сделали свое дело: более 85% женщин выходят на работу после окончания «обязательного» декретного отпуска, когда карапузу еще нет и трех месяцев!

Обстоятельства сложились так, что мне пришлось выйти на работу, когда дочурке было пять месяцев. Первый год своей самостоятельной жизни Маша провела с любимой няней. Нам повезло: это хорошая знакомая нашей семьи, и нам с малышкой было не так страшно расставаться, как если бы няня была совершенно незнакомым человеком.

Вообще во Франции есть несколько распространенных способов найти няню. Во-первых, в мэрии каждого района города или населенного пункта вам предоставят список «сертифицированных» (agréées) нянь. Это значит, что такая няня получила разрешение на работу с детьми, прошла медицинский контроль и необходимые курсы, имеет в своем пользовании жилплощадь, соответствующую требованиям для содержания и воспитания детей и (!) способна обеспечить детям физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. Все, вроде бы, красиво звучит, но далеко не всегда соответствует действительности: вам могут показать лишь презентабельную часть квартиры или дома, где будет находиться ребенок. Из одного-двух собеседований не всегда понятно, сложится ли у вас и, главное, вашего ребенка, контакт. Все становится ясным в процессе сотрудничества. И вот тут-то начинаются сложности: сменить няню не так-то просто, все они «разобраны» с началом учебного года, а те, что с рекомендациями – и того раньше...

Во-вторых, во многих булочных, маленьких районных магазинчиках есть доска объявлений, на которой с десяток предложений от нянь и бэби-ситтеров.  Как правило, эти няни также имеют сертификат.

В-третьих, работают агентства по найму, которые в основном, предоставляют нянь на дом. В этом случае сертификат не является необходимым условием для найма, но многие агентства предпочитают работать с нянями, имеющими этот документ.

Детсадовское везение

Дочке исполнилось полтора года, когда нам удалось получить место в садике – на один день в неделю. Это была большая удача, так как на всю нашу деревню, где проживает около четырех тысяч жителей, всего 20 мест в яслях-саду.

Эта ситуация характерна для всей Франции: в густонаселенных местах (Париже, например) мамы становятся в очередь на место, едва увидев две полоски на тесте для беременности. Нормы безопасности, требования к условиям содержания и ответственность настолько велики, а субвенции государства/населенного пункта настолько малы, что затевать детский садик мало у кого рука поднимается. В основном, детские сады открываются и управляются ассоциациями. Разница в оплате няни и садика незначительна: учитывая помощь государства, один час в саду стоит около 1,7 евро, час с няней – 2,5.

Получить место в садике нам удалось благодаря вот какому «ходу конем». Во Франции до конца начальной школы по средам нет уроков. Поэтому, начиная с первого ребенка, французские мамы часто переходят на неполную ставку и ходят на службу четыре дня в неделю. Как следствие, второй, третий и так далее ребенок сидит в среду дома с мамой. А поскольку в относительно благополучной Франции, тем более в сельской местности, многодетных семей большинство, то и садик по средам не то чтобы пустует, но и не переполнен. Вот так нам и удалось «вписаться» в среду.

На следующий год, когда Машу в садике узнали и полюбили, получилось записать ее уже на три дня в неделю. В садике было две группы: младшая – для малышей от 2,5 месяцев до года, и старшая – от года до трех лет. На всех ребятишек – восемь воспитательниц. В старшей группе много интересных занятий: рисование, лепка, чтение сказок. И даже, кулинария! – на 8-ое марта дети делали для мам шоколадные пирожные!

Трехлетние школьники

Но вот Маше исполнилось три года. Пора в школу!

Во Франции годы образования делятся на четыре этапа: «материнская школа» (дословный перевод) – от трех до шести лет, начальная школа от семи до одиннадцати, колледж – с 12 до15-ти, и лицей с 16-ти до 18-ти лет.

Дошкольное образование во Франции – обязанность со стороны государства, но родители дошколят сами решают, пользоваться ли им своим правом на это образование. В сентябре 2011 года в «материнскую школу» пошли ребята, родившиеся в 2008 году. Таким образом, в Машином классе учатся девчонки и мальчишки, которым от 2,8 до 3,8 лет.

В классе 24 человека. Если количество записанных в первый класс в апреле превышает 30, то мэрия может принять решении об открытии дополнительного класса. В каждом классе – учительница и ее ассистентка, будем называт ее воспитательницей.

Утром школа открывается в 8.20. Важно не опаздывать, так как правила безопасности требуют, чтобы в 8.35 двери в школу уже были закрыты – на все время пребывания детей. День в нашем первом классе (всего их материнской школе три в) начинается с чтения небольшой истории, рассказа или сказки и их обсуждения. Далее дети группируются по «ателье». Каждый ученик сам выбирает себе ателье раз в неделю, в понедельник. Это может быть рисование, мозаика, спортивное ателье, аппликация. Всю неделю малыш остается в одном и том же ателье. На следующей неделе переходит в другое. Для работ у каждого своя большая тетрадь, куда ежедневно вклеиваются результаты труда.

Около 10 утра небольшой перекус: каждый день родители того или иного школьника приносят, чем заморить 24-х маленьких червячков. По понедельникам это фрукты, по вторникам – творожок или йогурт, по четвергам – опять фрукты, по пятницам – хлеб и сыр.

После ателье – прогулка во дворе школы, а с 11.20 до 11.30 школа вновь открыта, на сей раз для выхода. При каждой школе есть столовая, но относится она не к школе, а к мэрии. Поэтому на обед малышей ведет воспитателница, а следят за процессом еды работники столовой. Но! Столовая открывает свои двери для детишек старше четырех лет, поэтому младшеньких надо забирать на обед домой. В нашем случае няня забирает Машу в полдвенадцатого, отводит к себе домой, кормит, укладывает спать. Остаток дня моя Пуговка проводит у своей любимицы няни. Альтернативным решением может быть следующийй распорядок: после обеда няня может приводит Машу в школу в 13.20. После получаса тихих игр детей укладывают спать. Спят дети в большом зале (есть в каждом классе), которые на два часа в день переоборудуют в спальню. После сна – настольные игры и свободное время до прихода родителей или няни с 16.20 до 16.30. Если няни нет, а родители не могут освободится с работы так рано, есть возможность «продленки», организованной мэрией. Продленка работает с 16.30 до 18.20 и стоит около двух евро за вечер.

Переход из детсада в школу считается важним этапом жизни, как и в России, впрочем, только приходит намного раньше. Деткам с конца весны начинают говорить: «Веди себя хорошо, ведь ты уже такой большой – скоро в школу!»

 

Вот так я стала школьницей в три года! У меня много новых друзей, настоящая Учительница и своя тетрадка с работами! Пишите письма во Францию! Ваша Маша