Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Как поделить игрушки?

Когда в семье несколько детей, неизбежно возникают споры вокруг игрушек. Что делать? Мама четверых детей Наталья Потеха расскажет о  простых правилах, которые помогли ей создать атмосферу мира и спокойствия доме.

Текст: Наталья Потеха

Правило №1

Есть игрушки личные, а есть – общие

При рождении второго ребенка трудность заключается в том, что все игрушки воспринимаются старшим ребенком как личные. Не стоит создавать рядом вторую кучу «только малыша», пора строить общее пространство. Личные игрушки ребенка – как личные вещи взрослого. Вы дадите своей сестре автомобиль или ноутбук только потому, что она младшая или очень громко требует? А если у вас вырвут из рук новенький iPhone и скажут, что вернут в целости и сохранности, только поиграют немножко, как вам это понравится? Конечно, родители главные. Но как главные, они должны уважительно относиться к каждому члену семьи, даже самому маленькому. Выделите ребенку ящик для его личных игрушек, пусть сложит в него все, чем особенно дорожит. Объясните, что это его вещи, и он сам вправе ими распоряжаться – давать или не давать, меняться или нет. Что делать с другими личными вещами? Можно убрать в непрозрачные ящики и поставить повыше. Можно отложить вместе с другими «отдыхающим» игрушками в кладовку или иное место хранения. В результате есть личный ящик малыша, а все остальные игрушки пусть по умолчанию воспринимаются детьми как общие.

Правило №2

Научите детей делиться и меняться

Не стоит излишне настаивать, угрожать, уговаривать. Будьте спокойны и уверены. Проговорите правила общения в детской. В первую очередь для себя. Например, у нас кто первый взял тот и играет. Другой ждет или берет что-то еще. Можно меняться, можно договариваться. Драться, вырывать из рук, отнимать запрещено. «Как же дети смогут постоять за себя в детском саду или на улице?!», – скажете вы. Я уверена в том, что детский сад и улица – это другая зона общения. В семье все родные, все уважают друг друга, помогают и заботятся. Живут все вместе и любят друг друга. Вы же не ругаетесь с мужем или родителями только для того, чтобы уметь на работе перед коллегами постоять за себя! Оттачивать навыки конкурентной борьбы на близких совсем не обязательно. Лучше строить прочный тыл. Дети быстро усваивают правила общения, если они не придуманы взрослыми для детей, а являются часть жизни взрослых. Ребенок с большей охотой делится своими игрушками, когда твердо знает, что их не отнимут. Хотите взять его личную вещь и дать другому ребенку – спросите! Гарантируете вернуть – верните. Однако не стоит спрашивать у ребенка разрешения давать младшему члену семьи ЛЮБЫЕ вещи, тем более, если они принадлежать вам (мамина кружка, папина ручка, кастрюля). Вы можете делать это не нарочно, но в ребенке таким образом еще больше укрепляется вера в то, что все вокруг – мое!

Правило №3.

Предлагайте не одинаковые, а равнозначные игрушки

Часто родители, стараясь избежать ссор, покупают детям одинаковые игрушки. Увы, это не всегда работает. Дети часто хотят иметь такие же вещи, как у других. Ищите равнозначное вместо одинакового. Каждый ребенок уникален. Вряд ли возможно (да и нужно ли?) чтобы у ребенка все было так же, как у брата или сестры. Стремление дать все одинаковое порождает борьбу, дети начинаю считать – а сколько у него? а такое же? здесь две полоски, а здесь одна. Эта целая, а тут надорвано. Если вещи будут равнозначными, но не компиями друг друга, ребенок будет постепенно получать понимание  собственной уникальности.

История из жизни

Дочке очень нравился синий цвет. Она носила синее платье, рисовала синих птичек, ела из синей тарелки. Стоит ли говорить, что вскоре за столом развернулась настоящая битва дети хотели есть только из синих тарелок! Не беда, подумала я, и купила в ИКЕА набор синих тарелок. Проблем решена? Нет, через три дня дочь заявила, что ее любимый цвет – желтый, и борьба развернулась вокруг желтого комплекта посуды. К тому же, дети выбрали «лучшее» место за столом, и бежали со всех ног, чтобы занять его. Выход оказался прост – мы договорились, что за обедом дети выбирают, кто чем пользуется: «лучшим» местом, желтой тарелкой или желтым стаканом. И в течении дня меняются. В результате все довольны!

ОБ АВТОРЕ

Наталья Потеха. Мама четверых детей. Коуч, эксперт по тайм-менеджменту для родителей, консультант по слингоношению и ГВ. Автор проекта «Успевай.ком» (uspevai.com).