Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Кризис трех лет: «Я сам»

Текст: Людмила Беляева

Кризис трех лет у многих детей начинается уже в 2,5 года. Психологическая сущность этого кризиса состоит в том, что ребенок начинает осознавать себя отдельным человеком, имеющим собственную волю. Он отделяется от взрослого и хочет действовать самостоятельно: «Я сам».

 

Это уже второй этап обретения самостоятельности. На границе первого года жизни ребенок начинает ходить и приобретает свободу перемещения в пространстве. Теперь он ведет маму, куда хочет. Если родители принимают новые возможности малыша, дают ему необходимую самостоятельность, то кризис первого года жизни проходит с положительным результатом. В дальнейшем ребенок с  доверием относится к жизни и своим возможностям. Малыши, мамы которых не готовы признать стремление к самостоятельности и пытаются сохранить прежние связи, отличаются повышенной раздражительностью и тревожностью. В дальнейшем они проявляют недоверие к окружению и своим возможностям.

Ступени взросления

В течение всей жизни – от младенчества до старости – человек преодолевает восемь кризисов, и пять из них приходятся на детство и отрочество. К ним относятся: кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. В кризисные периоды происходит значительный скачок в развитии, который сопровождается конфликтами с окружающей действительностью, обострениями всевозможных противоречий. Преодолевая кризисы, ребенок, как по ступеням, поднимается по лестнице психосоциальной зрелости, формируясь как личность.

 Обретаем самостоятельность

К третьему году жизни ребенок начинает выполнять без помощи взрослого разнообразные действия, усваивает навыки самообслуживания, у него развиваются восприятие, интеллект, речь. В результате приходит понимание, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это выражается в том, что малыш начинает говорить о себе не в третьем лице: «Мама, дай ему компот», «Папа, сними сыночка с крыльца», а в первом лице: «Я иду  гулять», «Дай мне машинку», «Возьми меня с собой». Ребенок начинает сравнивать себя со взрослым и хочет быть таким, как взрослый, выполнять такие же действия, как взрослый.

Кризис трех лет – это выделение своего «Я», отделение себя от взрослого. Драматизм этого события состоит в том, что ребенок борется за самостоятельность и независимость при полной еще зависимости от родителей.

Симптомы кризиса трех лет

Существуют определенные симптомы  этого кризиса.

НЕГАТИВИЗМ. Ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых. «Я не буду», «Я не хочу». Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель общения, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п. Иногда дело доходит до абсурда: на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: « Это горячее» - «Нет, холодное», «Пойдем гулять» - «Не пойду». Причем ребенок отвечает отказом на просьбу взрослого, даже если минуту назад он сам хотел сделать именно это. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

УПРЯМСТВО. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Он требует, чтобы с ним считались как с личностью. «Я буду», «Я хочу». Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтоб с этой личностью считались. Например, уже проснувшегося малыша мама просит встать с постели. Ребенок не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть. «Сказал – не встану, значит – не встану!» Если родители занимают позицию «кто – кого», они закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью.

СТРОПТИВОСТЬ. Это протест против порядков, которые существуют дома. Иногда возраст трех лет так и называют – возрастом строптивости. Строптивость направлена против норм, установленных для ребенка. Ребенок начинает сомневаться в правильности всех требований старших, с которыми он мирился раньше. Это протест против порядков, которые существуют дома.

СВОЕВОЛИЕ. Это гипертрофированное стремление к самостоятельности. «Я сам!». Здесь речь идет о самостоятельности намерения, замысла. Ребенок действительно хочет все сделать сам, и бездумно подавлять эту тенденцию очень опасно: так можно обречь его на вечную зависимость от взрослых, затем от сверстников. Еще одним результатом жесткого контроля над самостоятельностью ребенка может быть формирование у него сомнения в собственных силах и возможностях.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Обесцениваются старые привязанности ребенка к людям, игрушкам, вещам. Мать к своему ужасу может услышать от ребенка: «Ты нехорошая и дура!». Ребенок вдруг начинает ругаться. Он может бросать и рвать книжки, игрушки, давать им негативные названия.

ПРОТЕСТ. Проявляется в частых ссорах с родителями, со старшими сестрами и братьями. Поведение ребенка выглядит так, словно он воюет с окружающими. Этот симптом проявляется не у всех трехлетних детей.

ДЕСПОТИЗМ. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Малыш пытается проявить власть по отношению к окружающим, стать «господином положения». Это своеобразная проба сил личности, у которой формируется мотивация самоутверждения и достижения. Если в семье несколько детей, этот симптом может проявиться в виде ревности. Ребенок стремится к власти и ревнует к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Будьте партнерами!

Своим поведением ребенок протестует против прежних условий жизни и отношений, которые сложились в раннем возрасте. Если взрослые правильно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, предоставляют ему больше самостоятельности, меняют гиперопеку на партнерские отношения, то конфликтов будет меньше, и они будут иметь временный характер. Ребенок выйдет из кризиса более самостоятельным  и уверенным в себе.

Кризис трех лет протекает остро, если взрослые не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, сдерживают активность ребенка, пытаясь сохранить прежний стиль отношений. Подавление самостоятельности может сформировать у ребенка сомнения в собственных силах, и сделать его зависимым от близких взрослых и других людей.

Игра во спасение

Требования самостоятельности у ребенка могут быть непомерно высоки. Он хочет не только без помощи мамы зажечь свет, достать продукты из холодильника, но и пойти в магазин за покупками, сварить обед, поездить на автомобиле в качестве шофера. Для удовлетворения таких стремлений есть только одна форма –  игра. Играйте со своими детьми! Это удовлетворит их потребности в новых формах общения и деятельности.

Спокойствие, только спокойствие

Как же поступать родителям, если, добиваясь выполнения своих желаний, дети выплескивают отрицательные эмоции на окружающих: грубят, дерутся, ломают вещи и игрушки, обижают животных, бросаются на пол, стучат ногами и руками? Как не перейти ту грань, за которой борьба за самостоятельность превращается в распущенность?

Во-первых, старайтесь сохранить спокойствие, осознавая, что протестное поведение – это норма для кризиса трех лет. Во-вторых, демонстрируйте негативную реакцию на плохое поведение детей. Они должны видеть, что вам это не нравится. Постарайтесь выдержать спокойный, но твердый тон. Поощряйте позитивные формы поведения ребенка. Хвалите его искренне и эмоционально. В-третьих, не поддавайтесь манипулятивному поведению ребенка. Например, ребенок кричит и падает на пол, чтобы получить желаемое – купить машинку, шоколадку и т.п.  Если ребенок получит желаемое, то эта форма поведения закрепится как эффективная и будет повторяться. И, наконец, не забывайте о главном – давайте больше самостоятельности там, где это возможно.

Если поведение ребенка в этот сложный период ставит родителей в тупик, если взрослым кажется, что ребенок нарочно вредничает, стремясь вывести их из себя, то самое время обратиться за консультацией к детскому психологу. Он поможет понять причины конфликтного поведения ребенка и построить отношения с ним на новом, более зрелом уровне.

 

Рекомендация психолога

Яркий пример мудрого поведения матери трехлетнего малыша приводит в своей книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» детский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер: «Моему сыну было тогда три года. Мы с ним гуляли во дворе зимой. У нас была горка, а сбоку по ней шла лестница для пешеходов. Горка была высокая, а лестница довольно длинная. Дети поменьше поднимались на несколько ступенек  и скатывались с середины горки. Мой сын по возрасту был среди них. Через некоторое время он заявил, что хочет подняться повыше. Я не решилась ему возразить, и он благополучно съехал несколько раз. После этого его смелость возросла, и он поднялся еще выше. Наконец, преодолевая страх (я это видела), он залез на самый верх! Я пережила много волнений, но изо всех сил старалась себя сдержать, чтобы не запретить ему съехать. Вернувшись домой, возбужденный сын с порога крикнул:

- Папа, я могу!

-Что ты можешь? – спросил отец.

-Все! – гордо ответил сын».

Для ребенка этот вывод «Могу все!» - бесценный опыт победы над страхом.

 

Рассмотрим несколько стандартных ситуаций в поведении трехлетнего ребенка. Конечно, мы предлагаем лишь один из возможных вариантов решения проблемы. Более точно можно ответить только при консультировании конкретных семей.

 

Ситуация №1: Ребенок грубит родителям, говорит маме: «Уйди отсюда, не хочу с тобой разговаривать, ты мне надоела».

Комментарии:  Мама спокойно и твердо говорит: «Успокойся. Мне обидно слышать такие слова. Побудь один и успокойся». Мама выходит из комнаты и прикрывает за собой дверь. После того, как ребенок успокоится – обсудить с ним ситуацию, объяснить ему, что так нельзя разговаривать с родителями, и простить. Малыш должен засыпать прощенным. Если ребенок замахивается на маму, перехватите его руку, занесенную для удара, и строго сказать: «Нельзя. Успокойся». Все взрослые члены семьи должны придерживаться единых воспитательных подходов и не противоречить друг другу.

 

Ситуация №2: Ребенок в магазине бросается на пол и кричит – требует новую машинку.

Комментарии: Скорее всего, в этот момент ребенок не услышит увещеваний. Возьмите его на руки и вынесите из магазина. Если это невозможно,скажите: «Успокойся и догоняй» и идите на выход, держа ребенка в поле зрения. Ребенок украдкой наблюдает за матерью, и поэтому, когда она удалится, он встанет и побежит ее догонять. В ближайшее время лучше в магазины с ребенком не ходить. Идти на поводу у ребенка и покупать ему игрушку в данной ситуации не следует, иначе такой стиль поведения может закрепиться.  Если подобная ситуация происходит дома, лучше выйти из комнаты и прикрыть дверь. В отсутствии зрителей ребенок быстро успокоится. Потом обсудите эту ситуацию с ребенком, скажите четко, что надо делать, а что делать нельзя.

 

Ситуация №3: Ребенок на все просьбы говорит «Нет». Отказывается одеваться, чистить зубы и так далее.

Комментарии: В такой ситуации маме лучше не настаивать на выполнении своей просьбы немедленно. Сначала переключите внимание ребенка на что-то другое: на домашнее животное или машину за окном и т.д.  Затем, обняв ребенка за плечи,  отведите его в ванную и вместе почистите зубы, или отведите на кухню и посадите за стол завтракать. При этом можно приговаривать: «Сейчас мы с тобой спокойно, без спешки позавтракаем. Что тут у нас вкусненького?» Постарайтесь сохранять спокойствие и избегать авторитарного тона.

 

ОБ АВТОРЕ

Людмила Иннокентьевна Беляева, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Место работы – «Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации» Колпинского района.

Консультирование по проблемам развития, воспитания и обучения детей и подростков от трех лет до восемнадцати лет, по семейным проблемам.  Групповые занятия с детьми по программе «Коррекция отклонений в поведении дошкольника». Детско-родительские группы по программе «Как общаться с ребенком».