Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Развитие речи малыша. Советы логопеда

Текст: Татьяна Ткаченко

Чтобы полноценно общаться, всесторонне развиваться и успешно воспринимать нужные знания, нашему малышу необходимо владеть речью в полной мере. Ведь неясная речь не только затрудняет взаимоотношения со сверстниками, но и тормозит освоение чтения и письма, в дальнейшем ведет  к снижению успеваемости. Более того – у плохо говорящего ребенка может меняться характер и поведение – малыш может стать застенчивым, замкнутым, раздражительным.

 

По данным научных исследований около  42% российских детей  в возрасте, когда речь должна быть сформирована (то есть, после пяти лет) все еще имеют дефекты речи. Работая логопедом более сорока лет, хорошо знаю, какие вопросы волнуют родителей. Постараюсь ответить на главные из них. 

Причины нарушений речи  

Причины речевых недостатков можно разделить на две большие группы: биологические  и социальные. К биологическим относятся: наследственные факторы, осложнения беременности и родов, травмы и заболевания в грудничковый период и пр. Это факторы, как правило, не зависящие от воли матери.

Другое дело – социальные причины. Среди них специалисты выделяют главную – дефицит общения. Даже новорожденному мало говорить что-либо или читать книжки. Начиная с первых месяцев, необходимо вслушиваться в голосовые проявления ребенка, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет, а значит – общаться! Так родители формируют у малыша желание, а затем и потребность разговаривать.  В более старшем возрасте (от 2-х до 5-ти)  важно не подменять живое общение с ребенком просмотром телепередач, играми на компьютере, прослушиванием дисков. Порой мама, сама того не замечая, тормозит речевое развитие ребенка, когда постоянно одергивает («Нет, ты опять неправильно сказал!») или когда не проявляет к его высказываниям интереса («Потом поговорим, я занята!»). Ведь если тебя не слушают, то и говорить незачем! 

Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали, восторженно поощряйте правильные и подробные ответы. Помните: только в процессе заинтересованного общения малыш получает полноценное развитие, чувствует любовь родителей, защищенность.  

Возрастные нормы речевого развития.

В норме от 10 месяцев до года у малыша появляются первые слова. К полутора годам  их должно быть около 20. К двум годам формируются первые фразы. Ребенок уже не просто объединяет слова, а выражает свои потребности и эмоции («Мама, дай! Баба, катай!»).

От двух до пяти лет – возрастной диапазон, когда малыш овладевает всей системой родного языка:  словарем, грамматическим строем, правильным произношением. В какой последовательности будут появляться правильные звуки – не важно. Гласные и согласные: «п», «б», «к», «г», «т», «д», «в» даются ребенку легче всего.  К звукам средней сложности можно отнести свистящие согласные и твердое «л». Самые трудные – шипящие звуки, «р» и  «рь». Если к пяти годам ребенок все еще неверно произносит звуки речи (вместо ШТОРА говорит СТОЛЯ), неграмотно согласовывает слова (много «окнов», «детев»), с трудом пересказывает короткие тексты – значит, есть повод дополнительно позаниматься.

Ошибки родителей во время занятий по развитию речи

Рекомендую избегать типичных для родителей ошибок, которые тормозят  детское развитие.

– Завышение требований. Желание дать все и сразу, без учета возможностей ребенка.

– Частые подсказки, когда ребенок получает решение, не успев  подумать самостоятельно.

– Поиски легких заданий. Боязнь непонимания ребенка при выполнении непривычных или более сложных упражнений. 

Чтобы избежать занятий «впустую», важно представлять, что сложные  упражнения – лучшее средство для эффективного развития и опасаться их  не стоит. Но идти к ним нужно последовательно, начиная с более легких. Помните: для продвижения в обучении материал занятий должен быть доступным, но слегка опережать реальный уровень возможностей ребенка. При этом во время занятий следует предоставить малышу как можно больше самостоятельности. Если какое-то упражнение не получается,  объясните его на похожем примере, а затем снова вернитесь к  «неподатливому» заданию. 

Когда родителям пора обращаться к логопеду

Обращаться к логопеду стоит в тех случаях, когда, несмотря  на ваши регулярные занятия:

– в 2  года малыш молчит

– 3 года не появились предложения

– в 4 года ребенок не может сформулировать простые просьбы, понятно рассказать о переживаниях, до неузнаваемости «коверкает» слова (медведь – диметь, бегемот – мигидоп,  обезьянка - мизяка)

– в 5 лет  речь неразборчивая, нечеткая, «проглатывает» части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед - сипед),  неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов), неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под  стола, ложка упала от  стола). 

Эти сроки – нормативные для  формирования слов, фраз, грамматики  и  звуковой стороны речи, но  каждый ребенок обладает индивидуальными  собенностями становления речи. Определить, что у малыша – задержка темпов речевого развития или  стойкий дефект, поможет логопед.

 

 Как выбирать логопеда

При выборе специалиста (особенно не для разовой консультации, а  для регулярных занятий) решающее значение имеют:

– практический опыт;

– квалификационный разряд;

– отзывы других родителей;

– умение контактировать и сотрудничать с ребенком

– детская оценка.

И, конечно же, ваше впечатление: материнская интуиция подводит редко!

В каких случаях  можно  обойтись без логопеда

Если у ребенка сложный дефект речи (алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), то логопед необходим. Но если нарушено произношение нескольких звуков,  часто родители сами в состоянии помочь ребенку. Главное – заниматься не исправлением дефекта, а стимулировать естественные природные механизмы речи. В результате ребенок начинает осознавать, что говорит неверно, чувствует разницу между своим произношением и звуками в речи взрослого, а затем изменяет артикуляцию и добивается совпадения звучаний.  Подобную работу можно назвать «настройкой звучания».  Даже при некоторых артикуляционных трудностях у ребенка развитое слуховое внимание имеет решающее значение. Именно оно является побудительным мотивом для улучшения дикции, служит «маяком», на  который  малыш ориентируется. 

Некоторые направления в подобной «настройке звучания», осуществлять которую, вместе  с ребенком,  могут  родители, родственники и другие неспециалисты:

Помимо «настройки звучания», для исправления недостатков речи, родители и воспитатели могут заниматься с ребенком: артикуляционной гимнастикой, расширением словарного запаса, развитием пальчиковой моторики, совершенствованием связной речи. Подобная работа не требует специальной подготовки, ее смело можно проводить по надежным логопедическим пособиям.

 

Пример задания на развитие речевого внимания

Послушай – может  такое случиться со сказочными героями?

Колобок катится по дорожке.

Колобок залез на дерево (почему не может?)

Дюймовочка нашла сосновую шишку.

Дюймовочка вошла в автобус и опустилась на сиденье.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Карлсон ест варенье.

 

Пример задания на подбор рифмующихся слов:

Добавь слово, чтобы получился стишок.

***

Надевает Вова шляпу

Чтоб похожим стать на …(дядю, Боярского, папу)

 ***

Съел Сережа на обед

Целых пять больших … (сосисок, котлет, блинов)

***

По дороге, в тучах пыли

Пронеслись …(мотоциклы, автомобили, кони)

 

Пример задания на сопоставление слов

В сказочном королевстве растут необычные плоды.  Объясни - из каких знакомых слов составлены их названия.

ОГУРБУЗЫ.

ПОМИДЫНИ.

МОРКОФЕЛЬ.

БАКЛАЧОК.

СЛИЖОВНИК.

ГРУМИДОР.

ВИШБРИКОС.

 

Пример задания на сопоставление звуков

Покажи как один и тот же звук можно произнести по-разному:

А – малыш  кричит 

А - ребенок  показывает горло врачу

А – певица поет

А – мама качает малыша

А – бабушка  укололась иголкой

Советы  родителям

– Формируйте правильный стиль общения (внимательно слушайте, уточняйте детали, восторженно поощряйте удачные ответы, не увлекайтесь монологами). Помните: именно с вами малыш постигает основы   коммуникации. 

– Стимулируйте мышление – оно является основой, «скелетом»  речи. Чаще просите малыша не просто называть объекты, действия, но и объяснять их взаимосвязи. Например: кто за столом старший, что  легче, тверже, что может катиться и пр.

– Развивайте мелкую моторику. Через определенные зоны в коре головного мозга такая тренировка улучшает детскую  речь. Кроме того, пальчиковая гимнастика стимулирует внимание, работоспособность, умственную и творческую активность.

– Побуждайте к развернутым высказываниям. Просите малыша отвечать не отдельными словами, а полными предложениями. При таком подходе  быстрее сформируется активный словарь и грамматическая правильность речи.

– Обращайте внимание на звуковой состав знакомых слов. Например, показывая на вешалку, с хитрым видом спросите: «это весайка?  вешарка? фешалька? вешалка?» Такой прием улучшает слуховое внимание и важнейший показатель речевого развития – фонематическое восприятие. 

– Пользуйтесь качественной, рекомендованной специалистами, проверенной временем развивающей  литературой!

 

О логопедических пособиях

Главным при выборе методики и пособия считаю многолетний практический опыт автора. Любая логопедическая технология должна быть выстрадана автором, «выношена» им, а еще уточнена, дополнена, отточена. Научность и практическая ценность методики  должны быть подтверждены несколькими крупными специалистами. Высший орган, оценивающий методики и учебные пособия, – Федеральный экспертный совет при  Министерстве образования РФ. Советую родителям выбирать методики с надежными  «поручителями»! 

 

 ОБ АВТОРЕ

Татьяна Александровна Ткаченко

Признанный эксперт в области детского развития, логопед с 40-летним стажем.

Заслуженный учитель РФ, автор более 80 книг и развивающих пособий для детей, в которых представлены инновационные и эффективные педагогические технологии. Они проверены временем и практикой, базируются на классических научных принципах. Учебно-методические пособия автора рекомендованы Министерством образования и науки РФ и Кафедрой логопедии Московского института открытого образования (МИОО). Развитием мелкой моторики у дошкольников автор занимается с 1983 года.