Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Дом как развивающая среда

Текст: Ирина Фурсова

Мир, в который пришел наш ребенок  и является той самой развивающей средой, которая окружает и сопровождает человека всю его жизнь. И, в большей степени эта среда организована,  или в меньшей, каждый ребенок изучает ее индивидуально, в зависимости от своих склонностей и задатков.

 

Быстрее всего  ребенок вовлекается во взрослую жизнь, подражая и перенимая все, что этот взрослый мир в себе несет. Этим объясняется, что первой игрушкой наших детей становятся сотовые телефоны, а рядиться в мамины платья и экспериментировать с косметикой наши дочки начинают уже лет с двух. Период  же игры с куклой сейчас заканчивается значительно раньше, чем у нас, а тем более у наших мам. Интерес к машинкам, к их устройству у наших сыновей очень быстро переходит к решению непростых задач, связанных с управлением и ремонтом уже настоящего автомобиля. 

Но главной нашей, а соответственно и наших детей, жизненной потребностью стал  компьютер, который из инструмента  познания превратился  в познание, как таковое, все больше погружая нас в виртуальную реальность… Он вытесняет все – книги, музеи,  кино, почту, игры и даже телевизор, с пресловутой рекламой.  

Выключив его, мы возвращаемся в реальный мир наш дом.

Немного про личное пространство

Личное пространство очень важно для каждого из нас, начиная с рождения – не только физически, но прежде всего психологически. Это наше место, наше убежище, где мы можем успокоиться, подумать, побыть самим собой. И границы этого пространства у всех очень и очень разные. У кого-то это вся  квартира (дом), у кого-то – комната или уголок.

Создать это личное пространство – главная  задача родителей, думающих о развивающей среде для своего малыша. Речь идет не о комфортных условиях в обычном понимании слова, а о комфорте психологическом, что хоть и связано с той же мебелью, игрушками и пособиями, но в несколько другом ракурсе. 

Детская мебель

Где стоять кроватке, можно выяснить, периодически поворачивая ее к стене левым и правым краем, а также ставя в центре и в разных углах комнаты. Так же со столом и стулом. Советуясь с ребенком, вы даете ему понимание, что это его пространство, где хозяин он. А он в свою очередь берет ответственность за свое решение,  учится прислушиваться к своим ощущениям и чувствам.

Это дает ему сознание, что он тут хозяин, а значит, ответственен за все, что в этом поле происходит. А это в свою очередь значит, что порядок, уборка и решение, где и как  лежать игрушкам, остается за ним. И если он не справляется с  уборкой, он сам придет к вам и попросит помощи, а не наоборот.

Это залог самостоятельности и независимости, от которой во многом зависит будущее малыша.

Ценность кухни

Пока ребенок маленький, он очень нуждается в маминой близости. Поэтому где она – там и он. На кухне за общим столом мы чаще всего проводим  время всей семьей, а значит, это идеальное место для общения, а соответственно и развития ребенка.

Очень важны ребенку так называемые  Игры на кухне – занятия с  соленым тестом, раскладывание крупы в баночки, переливание из чашки в кружку и наоборот. Все это можно предлагать малышу между прочим, когда вы готовите. Можно называть все продукты и играть в «узнай, что это», завязав глаза ребенка и давая ему нюхать и пробовать на вкус различные фрукты и овощи. На столе или подносе можно рассыпать манку и рисовать пальчиком.  Или ссыпать вместе фасоль и орехи, чтобы малыш разложил их по разных чашкам. Таких игр – миллион. И они остаются любимыми еще долго после их освоения.

Полезно дать малышу вымыть посуду – пока пластмассовую, но зато стоя на скамеечке у настоящей  раковины. А можно расставить посуду на стол для всех. Тут и счет, и пространственное развитие.

Освоение пространства мальчиками и девочками

Девочки и мальчики осваивают пространство по-разному. Девочки, лет с двух, предпочитают маленькие уголки, где проживают свою маленькую жизнь.

Мальчикам же нужно постоянно двигаться и осваивать всю территорию жилища и вертикально и горизонтально. Поэтому, если уголок девочки напоминает беличью норку, то комната мальчика  в идеале – это пустыня, которую он оборудует каждый раз по-разному. И для этого ему годится все – от носков до стульев и покрывал.

Спортивный комплекс  играет очень важную роль, особенно в тех случаях, когда в комнате немного горизонтального свободного пространства.

Игры и игрушки

Кубики, мячи, кегли, пластмассовый строительный набор необходимы малышу уже с полугода. Разбрасывать их по комнате – не только веселое, но и очень полезное занятие. А еще интереснее –приносить названные мамой предметы и раскладывать их по форме, цвету, размерам. А позже – по двум-трем признакам сразу. Еще полезно походить по ним, покататься на животе по шарикам и мячикам, побросать в корзину, по максимуму исследовать и понять их свойства.

Важно, чтобы в поле зрения ребенка не было много игрушек. На меньшем количестве легче сосредоточиться и придумать игру.

Лучше раз в три дня менять игрушки, убирая одни и выкладывая другие. Тогда каждый раз они будут для малыша новыми. И убирать их станет легче и играть интереснее.

После трех лет на полочке малыша в свободном доступе уже могут находиться карандаши и листы бумаги, книги и настольные игры – лото, шашки, домино и пр.

А вот развивающие интеллектуальные игры лучше убирать на полку повыше, чтобы малыш не мог их сам достать, а просил бы родителей, заранее настраиваясь на это занятие.

 

Развивающая среда – это не детская комната, заставленная игрушками,  а приобщение к повседневному взрослому миру, где каждая вещь имеет свое функциональное значение, а значит  по сути своей – развивает.