Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Учиться – не мучиться!

Текст: Юлия Козырькова

Вот и наступил тот день, когда ваш еще вчерашний малыш пошел в школу. А дальше не успеете оглянуться, а он уже в пятом, девятом, а там и выпускной не за горами!

Поэтому я предлагаю вам взять небольшую паузу и задуматься: а готовы ли вы вместе с вашим ребенком вступить на этот путь? Хватит ли у вас терпения и любви, чтобы поддерживать сына или дочку, защищать, помогать в трудные минуты?

Постарайтесь ответить себе на вопрос: какие чувства и эмоции вызывают у вас воспоминания о школе? Наверно, я не открою вам большой секрет, если скажу, что не у всех взрослых со словом «школа» связаны светлые воспоминания. Некоторые взрослые по сей день содрогаются при этом слове. Возможно, вы даже замечали у себя или своих знакомых так называемый «синдром 1 сентября», который появляется с началом осени и выражается в непонятно откуда взявшейся грусти, необъяснимой тревоге перед чем-то неизвестным. Сопровождаться синдром сможет бессонницей, потерей аппетита и общим ослаблением здоровья. Происходит это от того, что в свое время, будучи первоклассниками, вы или ваши знакомые испытали сильный стресс, а взрослые не уделили достаточного внимания адаптационному периоду. Такая бессознательная память переживаний начала учебного года.

Так что же такое адаптация, почему ей необходимо уделить достаточно внимания и откуда берется такой сильный стресс, связанный со школой? Попробуем разобраться.

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) – это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Понятие адаптации в данном случае непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и состоит из трех частей: адаптации физиологической, психологической и социальной (личностной). Все части взаимосвязаны между собой и недостатки формирования любой из частей сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья школьника, на его работоспособности, умении взаимодействовать с учителями и одноклассниками. А также отражается на умении подчиняться школьным правилам. Вот почему так важно уделить адаптации максимум внимания. К тому же ваше взаимопонимание с ребенком поможет ему избежать сильного стресса.

Часто родители не могут распознать «школьный стресс» ребенка, путая его с непослушанием, ленью, плохим характером. А сам ребенок не способен с ним справиться, и ему приходится оставаться наедине с очень непростыми переживаниями.

Готовясь идти в школу первого сентября, он тревожится о том, что ему зададут какой-нибудь вопрос, а он ничего не сможет ответить, ничего не поймет. Или, если это не первоклассник, он тревожится, что забыл весь учебный материал, который был пройден в предыдущем классе. Помимо этого он испытывает страх, что он не будет принят своими одноклассниками или учителем, и что они по какой-то причине отвергнут его. А еще опасается, что родители не будут его любить из-за плохих отметок. И ужасается, что ему придется расстаться с родителями и другими значимыми взрослыми (этим переживаниям особенно подвержены первоклассники).

И это только часть тех чувств, какие испытывает школьник перед первым сентября. Я уверена, каждый взрослый, опираясь на свой прошлый опыт, сможет дополнить этот список. Чтобы вовремя помочь ребенку и не допустить возникновения стресса, вам необходимо быть очень внимательными к ребенку в этот период.

Если вы заметили, что ваш ребенок в течение недели – двух после начала учебного года изменился, а именно:

· стал нервозным, капризным;

· если у него наблюдаются резкие перепады настроения, если перестал слушаться, быстро утомляется, не хочет говорить о школе, ему трудно сосредоточиться в момент приготовления домашнего задания, он делает много ошибок;

· не высыпается, его сон стал очень чутким и беспокойным, если вскрикивает или стонет во сне;

· появились проблемы с аппетитом: стал плохо есть или, наоборот, начал переедать;

· часто жалуется на головную боль.

то это означает, что ему или ей необходима помощь, ваше внимание, ваша любовь.

В своей книге «Счастливый ребенок» педагог-практик С. Харрисон замечает: «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе». Это особенно касается тех родителей, которые с первого класса озадачены успеваемостью ребенка и готовы звать на помощь репетиторов, если ребенок, по их мнению, отстал от школьной программы. В этом случае необходимо уяснить: цель начальной школы – научить ребенка учиться. А это значит привить интерес к учебе, научить думать, оценивать себя и ситуацию, научить соблюдать дисциплину. А высокие результаты в учебе – это уже вторично. Ведь как часто приходится слушать от родителей:

- Но ведь дома он все понимает, все делает. А в школе двух слов связать не может.

И часто они сами себе отвечают:

- Это все от волнения. Вертится, усидеть не может – вот и допускает ошибки.

И дальше иногда следует совсем нелогичное:

- Придется репетитора брать.

А ему не нужен репетитор. Ребенку нужно, чтобы близкие его понимали и поддерживали. Просто поверьте в ребенка, и тогда он сам сможет поверить в себя. Дайте ему и себе право на ошибку. И будьте всегда на его стороне.

Попробуйте поставить себя на его место и постарайтесь понять и почувствовать все трудности этого периода. Помните, поступление в школу — это резкий выход из детства, это большой и ответственный шаг. Помощь в адаптации к школе сделает этот шаг уверенным и осознанным.

Как же понять, что процесс адаптации прошел успешно?

Первое, на что надо обратить внимание, это на здоровье ребенка. Адаптация проходит успешно, если эмоциональное и физическое здоровье ребенка в норме.

На втором месте стоит интерес ребенка к учебе и успеваемость по предметам. Если ребенок не потерял желание ходить в школу и делится с вами полученными в школе знаниями – то беспокоиться нет причины.

На третьем месте можно отметить успешность учебной деятельности: ребенок может спокойно выполнять нормы и правила поведения на уроке и перемене, которые существуют в школе. И также немаловажно то, что ребенок способен строить комфортные отношения с детьми и учителями.

Вся наша жизнь наполнена переменами. Заканчивается один этап – и мы переходим на новый. И в каждом периоде есть время для адаптации. Осознавая это, вы всегда сможете быть готовыми к переменам. А если самостоятельно не получается справиться с проблемой – не бойтесь обращаться за консультацией к специалисту.