Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Музыкальная Вена для малышей

Текст Ольга Пикколо

 Не так давно стали модными детские интерактивные музеи. Развитие логики, ранняя социализация, раннее взросление – приметы нашего времени. Но как же с развитием души и умения понимать и чувствовать прекрасное? Музыка осталась на задворках… А как обстоят с этим дела в Вене? Музыкальный центр мира изобилует огромным количеством потрясающих мест для детей с родителями на любой вкус. Одна из самых известных детских территорий Вены находится в музейном квартале.

 

Детский музей Zoom (ZoomKindermuseum)

Зайдя в корпус, посвященный средневековой тематике, с удивлением оглядываюсь Пространство разделено на маленькие зоны. В каждой из комнат трое-четверо детей окунаются в средневековье под руководством маститых австрийцев. Одни печатают из пластилина старинные монеты, другие практикуются в каллиграфии специальными перьями, третьи облекаются в рыцарские доспехи и карабкаются на макеты коней. Обратившись к одной из мам на английском, с радостью слышу ответ по-русски. По еёесловам, в Zoom не так-то легко попасть. Из Москвы пришлось заранее бронировать время посещения музея. В отличии от Петербургских интерактивных точек, Венский Zoom порадовал отсутствием очередей, спокойной сосредоточенностью малышей и квалифицированными руководителями. Просторно. Уютно. Тихо. Интересно. Познавательно. Однако ничего, связанного с музыкой, здесь я не нашла.

Дом музыки

В центре Вены, недалеко от Венской оперы, быстро нахожу шестиэтажное величественное здание с надписью Haus der music. Покупаю билет за 11 евро. Предусмотрительные немцы вручают схему музея на русском. Из шести этажей выбираю самый интересующий меня – третий, и в огромном панорамном лифте взмываю наверх.

Самая первая из комнат этажа собирает много любопытных. Это знаменитый «Виртуальный дирижер», который помогает испытать невероятное приключение: стать дирижером всемирно известного оркестра Венской филармонии. За пульт встает девочка лет пяти и отважно берет в руки палочку. Справа от нее – электронная партитура шлягеров великих австрийцев – от Моцарта до Оффенбаха. Нажатием на сенсорный экран она выбирает «Маленькую ночную серенаду». Смотрит на виртуальный оркестр на большом экране перед собой. Гобой дает ноту «ля», оркестранты настраиваются. Обычная предконцертная какофония, ласкающая слух любого любителя музыки. Все – по обычному сценарию.

Малышка взмахивает палочкой со встроенным в неё каким-то электронным волшебством, в чём я совсем не разбираюсь, да это и не суть. Музыканты на экране с полной готовностью подчиняются юному дирижеру! Взмах смычками – и раздается победное Моцартовское «До соль-до соль-до-соль-до-ми-соль». Восторгу ребенка нет пределов. Глаза блестят, рот в широченной улыбке, спина гордо выпрямлена!

Но не так все просто. Малейшая ритмическая заминка – и венский оркестр останавливается (так случилось у меня, стоило ли заканчивать консерваторию!). Три промаха дирижера – и оркестранты встают со своих мест, махают смычками и выражают свое возмущение. Позор дирижеру! Но девочка справилась с задачей отлично, видно музыка была на слуху, и композиция прозвучала без единой ошибки от первой до последней ноты.

Замечательная полезная игра, любопытная и детям, и взрослым! В пять лет ребенок за какие-то пять минут получила массу информации: увидел оркестр во всем его великолепии, оказался в роли дирижера, освоил некоторые ритмические навыки и услышал, видимо уже не впервые, бессмертный Моцартовский шедевр.

Следом за Моцартом грянул под управлением еще одного новоиспеченного дирижера Штраус. Я, почти вальсируя, перелетаю в следующий зал. В Вене вальсируешь почти везде. Даже туалеты музыкальной столицы немыслимы без «Голубого Дуная», как Россия немыслима без «Катюши».

Дальше начинается самое интересное. Зал Гайдна. Малыш вместе с бабушкой воодушевленно нажимает предметом, напоминающим шариковую ручку, на квадратик на стене. «Ручка» – это аудиогид. Снимаю такой же со специальной доски и нахожу русскую версию текста. Следуя за малышом, подхожу к квадратику с цифрой «1», нажимаю на него и подношу к уху. «Йозеф Гайдн – один из трех венских классиков», – раздается русская речь.

Как увлекательно и просто придумано! Теперь уже не волшебная дирижерская палочка, а чудо-ручка становится моим проводником по сказочному Дому Музыки!

Комнаты третьего этажа выстроены по хронологии и представляют австрийцев от венских классиков до Малера и композиторов второй венской школы. Передвижение из одной композиторской зоны в другую представляет собой запутанных лабиринт, состоящий из  темных узких коридоров и ярко освещенных музыкой и светом комнат австрийских классиков. Под ногами узорчатый ковер со стрелками, показывающими правильное направление движения. Знакомство с биографиями композиторов, благодаря волшебным ручкам и таинственным лабиринтам, превращается в интерактивное запоминающееся приключение. Каким ненавязчивым и интересным, простым, ярким и кратким путем можно ввести ребёнка в храм Музыки!

Вижу знакомого малыша с бабушкой, уже в комнате Бетховена. Прижав к уху аудиогид, мальчик весь во внимании: подходит к стене и снимает висящие на ней слуховые трубки композитора. В этой же комнате стоит клавир и старинная плита, дающие посетителям почувствовать себя волшебниками и перенестись в 18 век. В каждой из комнат звучит музыка композитора, которому она посвящена.

Блуждание по музыкальным комнатам завораживает и увлекает. Через три часа дохожу до комнаты Шенберга. Переполненная музыкой и всем увиденным, чувствую, что пять остальных этажей Дома Музыки приберегу на следующий раз.

Обретаю второе дыхание и вновь прохожу мимо Венской оперы. Миную памятник Моцарту с великолепным цветником в форме скрипичного ключа. В Вене дышится по-иному. Здесь присутствует особый романтизм и наполненность души, радость, взлелеянная музыкой, которая здесь в почете повсюду. В Вене другие люди. Другие дети.

 

Брожу по Вене c мыслью создать подобную музыкальную территорию для детей в нашей славной северной столице. Вдруг найдутся единомышленники?