Mamas life

Путеводитель

для Московских
и Петербургских родителей

Новости
Мы в Instagram
 
Публикации Подписчиков Подписки


Где бы нам потанцевать?

Текст: Мария Говорова

Консультант: Анастасия Бендерская,  художественный руководитель коллектива ансамбля современного классического танца «Росинка».

Танцевать, то есть ритмично двигаться под музыку, большинство детей начинают раньше, чем разговаривать, а некоторые – и раньше, чем ходить. Доктора, психологи и педагоги в один голос утверждают, что занятия танцами способствуют физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка.

Если говорить не о «развивашках», где карапузы топают и хлопают под музыку в свое удовольствие, а о серьезных занятиях, минимальный возраст, с которого стоит вести ребенка в танцкласс, – 3 года. К этому времени малыш уже не только физически готов к определенным систематическим нагрузкам, но и психологически способен взаимодействовать с педагогом и воспринимать в игровой форме и запоминать достаточно большой объем информации. В младших возрастных группах обучение обычно идет по принципу «шаг вперед – два назад», все базовые движения постоянно повторяются, поэтому даже если вы приведете ребенка на занятия в декабре, скорее всего, он быстро нагонит сверстников.

О том, какими критериями стоит руководствоваться, выбирая, где ребенок будет заниматься танцами, мы проконсультировались у опытного педагога, художественного руководителя образцового коллектива ансамбля современного классического танца «Росинка» Анастасии Бендерской.

Маленький, да удаленький

В первую очередь убедитесь, что в танцевальной студии или школе, на которую вы положили глаз, есть возрастная группа, подходящая вашему ребенку. Если вам предлагают варианты «дошкольная группа», «младшая школьная» и «средняя школьная», объединяя в одном классе трехлеток и пяти-шестилеток, можно смело покидать такую студию. Удовольствие от занятий в разновозрастной группе дети, может, и получат, но вот процесс обучения вряд ли будет эффективным: в возрастном промежутке от трех до шести мировосприятие у детей очень сильно меняется от года к году, поэтому для обучения требуются разные подходы.

Чему же можно научить малышей на уроках хореографии? В игровой форме проходит важнейший первый этап укрепления мышечной структуры, мышц брюшного пресса, спины, ног, развиваются координация движения и гибкость. Дети учатся слышать и слушать музыку, понимать ее характер, улавливать ритм и воспринимать образы, порождаемые музыкой. В процессе обучающей игры происходит знакомство с первыми танцевальными позициями, вырабатывается осанка.

Кто меня научит…

До того как привести ребенка в выбранную танцевальную школу, постарайтесь посмотреть на занятия. Обратите внимание, насколько внимательно подходит педагог к выполнению детьми упражнений. Малыши должны воспринимать занятия как игру, но при этом игра не может подменять собой обучение: изображают ли маленькие танцоры курочку, кормящую цыплят, или стебелек, тянущийся к солнышку, задача педагога – убедиться, что каждый ребенок выполнил упражнение в полном объеме, ведь любое из них рассчитано на развитие определенных групп мышц. Хороший преподаватель знает возможности своих учеников, понимает, от кого что можно требовать и ожидать, и умеет простимулировать детей к активному участию в процессе, не давя на них, но и не превращая урок в шоу.

Танцы подразумевают владение не только телом, но и собственными эмоциями. Поэтому если на занятиях в танцклассе стоит шум и гам, едва ли здесь хорошо обучают хореографии. Грамотный педагог предусмотрит в течение занятия несколько разминок, в процессе которых ребята смогут выплеснуть эмоции, но во время упражнений сможет полностью сконцентрировать внимание детей на себе. Ведь пока ученики малы, основной принцип обучения – точное повторение движений за учителем, а достигнуть этого можно только при полном сосредоточении. При этом нет смысла взывать к чувству ответственности или другим возвышенным материям – малышам они пока недоступны. Обратите внимание: преподаватель говорит в классе громко, так как его голос должен перекрывать музыку, но не «орет», не оказывает на детей эмоционального давления – с малышами это бессмысленно и вредно. Требуется особое педагогическое мастерство, чтобы увлечь детей, подарив им волшебный мир, из которого не хочется уходить.

Если у заинтересовавшей вас школы есть сайт, внимательно изучите представленную на нем информацию, поищите отзывы на форумах. Постарайтесь попасть на концерт или хотя бы посмотреть видео с выступлений. Обратите внимание на внешний вид маленьких танцоров и на то, под какую музыку они танцуют. Имейте в виду: если на показательных выступлениях заметны явные «корявости» в движениях детей, даже маленьких, – это повод не для умиления, а для настороженности: дети либо выполняют движения не по возрасту, либо таланты их педагогов оставляют желать лучшего.

Тревожные звоночки

И вот вы уже выбрали школу, где ваше чадо будут учить танцам, и начали регулярно водить ребенка на занятие. Понятно, что по первым урокам мало что можно понять и ждать результатов пока бессмысленно: есть дети, которые довольно долго «обрабатывают информацию», да и обучение – процесс неспешный. Однако, если вы занимаетесь уже месяц или больше, а педагог до сих пор не сообщил вам, какая нужна одежда для занятий, как должны быть причесаны волосы, что обуто на ногах, если у группы нет единой формы, – можно смело искать другой коллектив, ведь если нет грамотного внешнего вида, то скорее всего нет и внутренней грамотной работы. Внешний вид на занятиях хореографией имеет прямое отношение к той самой внутренней концентрации. Кроме того, форма выполняет и совершенно конкретные функции: если купальник не сидит на девочке комфортно, если юбочка не имеет установленной формы выше колен, – преподавателю становится сложнее контролировать правильное положение тела ребенка во время выполнения упражнений. Если ленты к балетным тапочкам пришиты неправильно, обувь будет спадать с ног и отвлекать ребенка. Если волосы не убраны гладко – они будут мешать во время занятия.

Тревожным звоночком также может быть отсутствие диалога между педагогом и родителями. Хороший преподаватель постоянно держит родителей в курсе того, что происходит в студии. И наконец, обратите внимание, вовремя ли начинаются и заканчиваются занятия. Дело даже не в том, что вы платите за определенное количество времени, проводимого с вашими детьми, а в том, что если педагог не имеет той самой внутренней дисциплины и ясности, это может сказаться на результате обучения.

О природных данных

Первая задача педагога - дать возможность дошколенку искать себя, вне зависимости от наличия или отсутствия у него координации, гибкости, музыкального слуха, чувства ритма и других природных данных. Далеко не всегда людям, достигающим впоследствии высоких результатов, все дано от природы. Главное – чтобы было трудолюбие и желание развиваться. Безусловно, если ребенок испытывает сложности в какой-то области, педагог расскажет об этом родителям, подсказав, как можно помочь малышу развивать те или иные данные. Главная ошибка, которую может совершить мама, – начать стесняться своего ребенка и лишить его удовольствия от занятий, сравнивая его успехи с чужими. У каждого ребенка есть своя стартовая позиция, и именно с ним самим, с его вчерашними успехами и неудачами стоит проводить сравнения, побуждая его соревноваться с самим собой.

В студиях и школах танцев девочек традиционно больше, чем мальчиков. Причем чем старше дети, тем больше диспропорция. По наблюдениям преподавателей, к сожалению, чаще всего негативную роль играют папы, прямо или косвенно дающие понять, что танцы не мужское дело. Но даже если ваш сын прозанимается танцами недолго, многое из того, что дадут ему эти занятия, останется с ним навсегда: безупречная осанка, хорошая координация. А еще – трудолюбие, умение преодолевать сложности, ясность мышления и особый взгляд на мир.

 МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Анастасия Бендерская, художественный руководитель образцового коллектива ансамбля современного классического танца «Росинка»

Первые 2–3 урока малыши могут присутствовать на занятиях с мамой, но потом ребенок обязательно должен остаться в классе без родителей. Детям рядом с мамами сложнее сосредоточиться. Да и мамы порой так «помогают», делая замечания своим и чужим детям во время занятия, что просто беда. Все дети разные, и кто-то сразу начинает все выполнять, а другой пол-урока стоит, нам кажется, что он ничего не делает, а у него внутри идет такая работа! И потом он вдруг включается и делает все от начала до конца! А мама, видя, что ребенок стоит, мучается сама, дергает его, и эту самую внутреннюю работу прерывает.

Найдите 10–15 минут и попросите ребенка дома показать упражнения, которые он делал в классе, – «рыбку», «кораблик», «лягушку»… Ребенку будет приятно, он с удовольствием будет показывать, как тянуть ножки и т. д. Даже если он будет делать все неправильно, неважно – он будет себя чувствовать значимым, у него будет что-то, чего нет у мамы и что он может ей передать. И на урок он придет с большим удовольствием, чтобы опять получить что-то новое, что сможет показать дома.

СЛОВО РОДИТЕЛЯМ

Мама Кира, дочь Варя 4 года

Мы занимаемся хореографией в студии «Росинка» второй год. Я просто влюблена в занятия танцами, как называет их моя дочка. Мне нравится все: и то, как выглядят дети на уроках (купальник, балетки, кичка), и то, чему ее учат в классе, и то, как держится преподавательница, и то, что все занятия проходят под живую музыку (концертмейстер играет на фортепиано), но главное – мне очень нравится общая атмосфера. Я считаю, что Варя добилась больших успехов: она прямо держит спину, красиво двигается под музыку. Я совсем не хочу, чтобы дочь становилась белериной или даже профессионально занималась танцами, но я уверена, что для общего эстетического развития ребенка, занятия классической хореографией очень полезны.

О КОНСУЛЬТАНТЕ

Анастасия Бендерская, художественный руководитель образцового коллектива ансамбля современного классического танца «Росинка»

Стаж работы – 20 лет. Многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель Гран При международных конкурсов. Приз от Philippe Lormeau (l'Opera de Paris)за педагогическое мастерство.